Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Формы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями


Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей - инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного общества.

Реабилитация — это медицинские, психологические, социально - экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация детей - инвалидов является длительным, динамичным процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микро факторов.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.

Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Ключевым понятием является «реабилитация».

Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая ориентация.

Означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.

Социально-бытовое образование.

Обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также выраженных последствий психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей, с другой:

возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счет сохранившихся функциональных способностей;

обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами, утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и другими устройствами;

обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации.

Включают:

проведение социально-средовой диагностики;

осуществление социально-психологического тестирования;

оценку проблем на семейно-бытовом уровне;

обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на различных уровнях;

организация и проведение рекреационной терапии (терапия отдыха, развитие и формирование интересов, побуждений к здоровому образу жизни);

определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг, налаживание контактов с социальными службами и структурами;

формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом особенностей развития его личности и специфики его проблем;

проведение занятий по физической культуре и спорту.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации.

Включают:

социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности независимой жизнедеятельности;

организацию и проведение адаптационного обучения ребенка-инвалида и его семьи;

формирование у личности ребенка-инвалида и семейного окружения мотивационных установок на активную деятельность с учетом патологии (с целью поддержки и эффективности социальной интеграции);

подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни (обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация жизни в быту);

подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или вспомогательных) и обучение пользованию ими;

возможную разработку индивидуальных решений вопросов адаптации, адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к его потребностям.

Приоритетные задачи социальной реабилитации:

подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли, адаптированной к его патологии;

содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;

повышение социального статуса;

интеграция (реинтеграция) ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.

Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.

В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.

В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов (реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество - адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально - контролируемых, и направленно - организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов - дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок - инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети - инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в интернат, дети - инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм, характерный для учебных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т. д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к «группе риска». Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.

Итогом переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.

Социальная реабилитация происходит в микросоциуме и в макро социуме.

Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.

Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.

Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей, долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность.

Включает:

- развитие духовных и физических способностей ребенка;

- содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам; содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);

- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

- необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;

- Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно - окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок - взрослый», и «ребенок - продукт общественных отношений».

Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра - Учение - Труд - Общение.

Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:

 Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности.

Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия.

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации - побуждения матери к участию в процессе развития.

Социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства.

Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.

Ребенок - личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.

Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.

Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.

Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.

Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.

В задачи социального развития также входят:

-умственное развитие детей;

-формирование навыков правильного поведения;

-трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

-физическое воспитание;

-самообслуживание;

-бытовая ориентировка и социальная адаптация;

-знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;

-получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.


Профилактика COVID-19 в летний период


Обращаем ваше внимание, что, несмотря на отмену большей части ограничений и отсутствие резкого роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, риски распространения COVID-19 в летний период сохраняются.

В связи с этим рекомендуем не забывать о простых мерах предосторожности. Эти же меры помогут вам, вашим друзьям и близким снизить риски заражения другими респираторными заболеваниями, в том числе гриппом.

1.     При плохом самочувствии избегайте контакта с окружающими, даже если у вас отрицательный результат ПЦР-теста на COVID-19, до тех пор, пока симптомы заболевания (насморк, боль в горле, боль в голове и конечностях, кашель, повышенная температура или лихорадка, одышка, общая слабость) не пройдут окончательно.

2.     Если вы заболели, оставайтесь дома.

3.     Не занимайтесь самолечением. Вызовите врача! Следите за своим состоянием здоровья. Если вы почувствовали, что заболеваете и симптомы болезни нарастают, немедленно обратитесь за медицинской помощью, вызовите врача на дом и следуйте его рекомендациям. Лечитесь и принимайте лекарства только по назначению врача.

4.     Регулярно проветривайте помещения (желательно в течение 30 минут). Эта мера профилактики сводит риск заражения к минимуму в пространствах, где вы находитесь вместе с другими людьми (зал ожидания, рабочее место, частные встречи дома). Наиболее эффективным способом проветривания считается сквозное проветривание, когда одновременно открыты противоположные окна. Постоянно приоткрытые окна не дают такого эффекта, потому что не позволяют обеспечить необходимый воздухообмен.

5.     Защитите себя от тяжелого течения заболевания с помощью вакцинации. Помните, что рекомендуется прививаться от COVID-19 каждые полгода, для того чтобы поддерживать необходимый уровень иммунитета для борьбы с этим коварным заболеванием.

6.     Мойте руки! Мытьё рук с мылом, простая и известная всем с раннего детства процедура, является важным элементом профилактики коронавирусной инфекции и действительно помогает сохранить здоровье.

7.     В местах массового скопления людей рекомендуется использовать маску. Это особенно важно для уязвимых категорий населения, в число которых входят люди с хроническими заболеваниями.

 


Советы психолога родителям детей с детским церебральным параличом


Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально- волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливаюшие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО, А СЕБЯ!

Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.


ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ


Пожилые люди — группа населения, безопасность которой больше всего подвержена рискам. Физическое бессилие и угасание интеллектуальных возможностей делают пожилых людей беспо­мощными перед массой опасностей, встречающихся в повседнев­ной жизни. Прием не того медицинского препарата, употребление просроченных продуктов, неосознанное создание пожароопасных ситуаций — эти и многие другие «ловушки» старости подстерегают пожилых на каждом шагу.

Лучший способ повысить личную безопасность, бдительность у пожилых граждан — это проведение с ними бесед, направленных на недопущение экстремальных ситуаций, а в случае их возникновения (независимо от причин) умение оказать помощь себе и другим.

Связующим звеном в данной ситуации может выступить только социальный работник. Именно ему пожилые люди доверяют, при­слушиваются, а информация, исходящая из его уст воспринимается как правдивая, соответствующая действительности. Кроме того, кому как не социальному работнику удастся наиболее точно на доступном языке донести ту или иную информацию своим подопечным.

С целью информирования социальных работников в ГБУСО «Минераловодский КЦСОН» о наиболее востребованных правилах повседневной безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов  специалисты проводят  занятия в «Школе безопасности».

К приоритетным задачам "Школы безопасности" относятся:

  • вооружение пожилых граждан и Инвалидов теоретическими знаниями по вопросам литой и общественной безопасности;
  • развитие бдительности и разумной осторожности при угрозах жизнедеятельности;
  • формирование привычек, навыков, знаний и умений, дей­ствия при чрезвычайных и опасных ситуациях, выработка умения систематизировать свои знания в области безопасности и оказании помощи, повышение чувства уверенности и самоуважении к себе.

В школе проводятся занятия по различным направлениям: «Пожарная безопасность», «Терроризм», «Правила дорожного движения», «Осторожно, мошенничество!», «Психологическая безопасность», «Электробезопасность», «Пищевая безопасность», «Юридическая безопасность».

 

Памятка для пожилых людей

 

Безопасность начинается дома!

Установите на двери и окна надёжные замки и запоры и используйте их.

Не впускайте в квартиру незнакомых людей.

Если социальные работники, слесари, электрики, представители пен- сионного фонда или ЖКХ, пришли к Вам без вызова, это повод насторожить- ся!  Мошенники часто выдают себя за представителей сферы обслуживания. Униформа и инструменты мало о чем говорят. Если Вы не знаете человека в лицо, проверьте его документы или спросите, в какой организации он работает и позвоните его работодателю, если что-либо покажется Вам подозрительным.

Если Вы не можете рассмотреть лицо или документы посетителя в глазок – накиньте цепочку, перед тем, как отпирать замок.

 

Безопасность вне дома!

Выходите на прогулку, лучше с семьёй или друзьями.

Держите сумку поближе к себе, а кошелёк – во внутреннем кармане.

Не носите с собой крупные суммы денег или кредитные карточки без надобности.

Если Вы собираетесь по делам, убедитесь, что кто-нибудь знает, куда Вы собираетесь и когда вернетесь. Это должен быть кто-то, кто будет беспокоиться о Вас, если Вы не вернетесь в назначенное время и позвонит Вам, чтобы убедиться, что Вы в порядке.

Не станьте жертвой обмана!

Если Вас пытаются завлечь интересным предложением, таким как: бесплатный отдых, чудодейственное лекарство, медицинские приборы по низкой цене – не доверяйте подобным предложениям.

Вам звонят с сообщением, что Ваш родственник или знакомый попал в аварию, за решетку, и теперь за него нужно внести залог, штраф, взятку – в общем, откупиться - ЭТО ОБМАН!

На Ваш мобильный телефон поступают звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги, чтобы помочь детям или получить приз, сообщают о крупном денежном или вещевом выигрыше и предлагают отправить SMS сообщение или позвонить по указанному номеру для получения приза — не делайте этого, это как правило, мошенничество!

   Обо всех подозрительных случаях, когда незнакомые люди настойчиво пытаются навязать Вам свое общение и проявляют повышенное внимание, стремясь войти к Вам в дом - сообщайте в полицию!


Уважаемые папы и мамы, не допускайте жесткого обращения со своими детьми!


Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Жестокое обращение с ребёнком со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека.

Когда же родители прибегают к жестокому обращению с детьми?

  • Они рассержены на ребенка.
  • Они не знают, что делать, когда ребёнок поступает не так, как надо.
  • Они сами подвергались насилию в детстве и теперь не знают других способов обращения с детьми.

Семьи, в которых родители бьют детей, обычно имеют следующие взгляды на поведение ребёнка:

  • Негативное восприятие ребёнка;
  • Видят в плохом поведении умышленное непослушание;
  • Не понимают разницу между позитивным и негативным поведением;
  • Концентрируются только на негативном и полностью игнорируют позитивное поведение ребёнка.

Такие родители обычно имеют следующую стратегию дисциплины:

  • Использовать больше силовых техник убеждения;
  • Больше физического наказания - как главного средства контроля;
  • Больше карательных методов, меньше рассуждений.

Родители, которые часто используют физические наказания, заблуждаются по поводу их результатов. Они добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно, когда детей не видят, они все равно, поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют взрослые.

Почему нет смысла наказывать ребёнка физически:

  1.  Это не улучшает поведение, а вот взаимоотношения значительно ухудшают;
  2. Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения, провоцировать самовольные уходы и другие правонарушения со стороны детей;
  3. Может появиться чувство мести;
  4. Вызывает чувство обиды и возмущения;
  5. Развиваются такие качества, как трусливость, лживость и изворотливость;

       Быть родителями — это одна из самых трудных работ в жизни. Оглядываясь назад, многие из них хотели бы изменить те отношения с детьми, которые остались в прошлом. Они говорят, что могли бы проводить больше времени со своими детьми и не обижать их. Но тогда, когда это было возможно, они не знали, как это сделать. Поэтому важно родителям научиться быть родителями. Ведь прежде, чем приступить к выполнению какой-либо работы, мы сначала учимся. И только такой работе, как быть родителями, мы начинаем учиться после того, как ими становимся.

Родители должны научиться тому, как правильно обращаться с ребёнком соответственно его возрасту, уровню развития и способностям. И как избежать жестокого обращения в семье. Для этого надо, чтобы родители понимали нужды ребёнка, знали возрастные особенности его развития. В этом родителям всегда рады помочь специалисты: психологи, педагоги, воспитатели, врачи. Но самое лучшее средство от жестокого обращения с детьми – ответственное родительство и ЛЮБОВЬ.

Специалист по социальной работе ОПБН            О.С. Проскурякова