Запуск и развитие речи
В настоящее время увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от благоприятного социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной (экспрессивной) речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Каждая мама может помочь своему ребёнку заговорить! Но не каждая знает, как это сделать!
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
детей раннего возраста
1. Постоянно общайтесь с ребенком, чётко и коротко проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие Вас предметы и явления. Так Вы пополняете пассивный словарь ребенка. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что ему говорят.
2. Обращайтесь к ребенку «лицо в лицо», четкой речью. Это поможет малышу учиться правильно, координировать артикуляцию своих органов речи.
3. Важно следовать за инициативой ребенка. Нужно стараться говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.
4. Если у ребёнка задержка в развитии, а в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.
5. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?», а не «Он играет?»
6. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
7. Говорить с ребенком нужно простыми и короткими предложениями, не перегружая большим количеством грамматических конструкций. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то Ваша фраза должна состоять из 2 слов. Упростите все слова до 1-2 слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно. Усложняйте слова постепенно.
8. После этапа звукоподражаний пополняйте словарь ребенка существительными и глаголами:
-дядя, тётя, деда, ляля, киса, вода, мыло, пена, лиса, луна, сова, муха, оса, коза, часы, бусы, усы, каша, дом, кот, рот, нос, рис, юла, мяч, дай, иди, лови, тяни, беги, неси, лей, сыпь, пей;
- используйте собственные имена: Аня, Оля, Коля, Петя, Таня, Вова. Можно дать кличку собаке - Тяпа, а корове - Мила и т.д.
Медленно и чётко проговаривайте слова, ставя усиленное ударение. Каждый глагол обыгрывайте, «привязывайте» к игре или жесту. Например:
- Коооля, что мы делаем?
- Моооем.
- Что моооем?
- Руууки.
- Мы моооем руууки.
-А это что? - Мыыыло.
-Трёёём, трёёём!
- Ой! Смотриии! Пееена!
9. Обучайте малыша правильному речевому дыханию с соблюдением следующих правил:
- Перышко или свеча должны находиться на уровне рта ребёнка
- Выдох продолжительный и плавный
- Не поднимаем плечи
- Не надуваем щёки при выдохе
- Спинку держим прямо.
10. Тренируйте речевой выдох с помощью игровых упражнений:
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, свечи
- Сдуваем пену с ладошки
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем во флейту или дудочку
- Дуем через трубочку в воду — пускаем пузыри.
11. С целью развития и укрепления речевого аппарата выполняйте с ребенком различные артикуляционные упражнения.
- Игры с различными звуками:
Широко открою ротик и спою как бегемотик А-А-А
Подражаю я слону, губки хоботом тяну У-У-У
Цокаем как лошадка, фыркаем как ёжики, чмокаем – целуемся
- Игры на развитие артикуляционных мышц:
- Надуваем щечки как хомячки и лопаем ладошками
- «Язычок балуется» - выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка
- Вкусные игры:
- Облизываем губки – йогурт, варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку (изюминку, орешек) и убираем в рот на язычке
- Облизываем кусочки фрукта – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Катаем внутри рта орешек или круглое драже
- Слизываем мороженое с блюдца
12. Речь малыша развивается через движение, а точнее вслед за ним. Обязательно играйте с малышом в подвижные игры, устраивайте домашнюю полосу препятствий из стульев, подушек, скрученных одеял, где ребёнок будет проползать, перешагивать, учиться прыгать и держать равновесие.
13. Пойте песни, читайте стихи. Пропевайте звуки, слоги и слова, вместе с детьми. Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.
14. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Простукивайте на бубне простые слова и имена. Играйте с детьми на детских музыкальных инструментах, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Бум-бум-бум! (Бубен, барабан)
15. Развивайте слуховое восприятия вашего ребенка. Если ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать, то, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если же ребенок хорошо различает неречевые звуки, то фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически. В развитии слухового восприятия помогут игры «Угадай, что звучало», «Кто, как говорит?», которые можно скачать на телефон, планшет или компьютер.
16. Развивайте сенсорное восприятие. Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику. Разрешайте ребенку пересыпать фасоль, горох, пшено, рисовать на манке, играть с песком, водой, пуговицами и другими мелкими предметами.
17. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.
18. Сохраняйте спокойствие! Помните о том, что игра и похвала очень важны для детей. Не преступайте к игре с ребёнком тогда, когда вы не в «духе» или у вас нет желания заниматься. Малыш чутко воспринимает любые оттенки вашего настроения, а его успешное обучение возможно только при положительном эмоциональном настрое на игру-занятие.
Логопед ГБУСО «Минераловодский КЦСОН»: Краснокутская О.И.