gerb

Минераловодский комплексный центр социального обслуживания населения

357201, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Фрунзе, д. 52

                                                                                                                                                                                                                    

Режим работы:

Обеденный перерыв с 12:00 до 13:00
Понедельник
08:00 - 17:00
Вторник
08:00 - 17:00
Среда
08:00 - 17:00
Четверг
08:00 - 17:00
Пятница
08:00 - 17:00
Суббота
ВЫХОДНОЙ
Воскресенье
ВЫХОДНОЙ

 

Краснокутская О.И.

«Рекомендации логопеда в вопросах и ответах»

Логопед рекомендует

Вопрос: Почему у одного ребенка дефекты речи исправляются быстро, хотя их много, а у другого всего один. Но исправление продвигается медленно?

Ответ: Причин много. Во-первых, исправление должно начинаться своевременно. Правильная речь здорового ребенка должна быть сформирована к пяти годам. Если этого нет, без помощи логопеда уже не обойтись: речь сама исправиться, скорее всего, уже не сможет. В пять лет дефекты устраняются легче, чем то же самое в более старшем возрасте. Во-вторых, устройство артикуляционного (речевого) аппарата у всех разное: малоподвижные органы (язык, губы) значительно затрудняют процесс коррекции. В-третьих, работа с детьми уравновешенными, собранными, ответственными, трудолюбивыми обязательно дает быстрые и хорошие результаты. А эти качества в детях развиваете только вы, родители. Ну, и конечно, ответственное, серьезное отношение со стороны родителей к детским «урокам» (домашним заданиям логопеда) не замедлит сказаться на результатах занятий.

Вопрос: сколько раз в неделю нужно заниматься с ребенком, чтобы коррекция речи заметно продвигалась?

Ответ: каждый день в течение 10-15 минут при желании ребенка и вашем настрое (придется отложить все свои дела), чтобы он охотно садился к зеркалу. Логопед только делает назначения, как врач: от вас же зависит «выздоровление»: будете принимать лекарство (логопедические упражнения), будет и результат. Поэтому, как и лечение, занятия прерывать нежелательно, иначе придется начинать все сначала. А в случае болезни, по мере выздоровления, возобновите дома занятия. В случае других причин занятия не прекращайте! Пожалейте своего ребенка!

Вопрос:  а если ребенок никак не хочет заниматься дома?

Ответ: значит, надо призвать на помощь всю свою фантазию, артистизм, предлагая, например, «отменить на сегодня занятия и пойти в «зоопарк», где зверюшкам показать, что умеет делать твой язычок», или поучить папу, бабушку, сестренку и т.д. Не заниматься, а играть!

Вопрос: почему обязательно нужно заниматься перед зеркалом?

Ответ: чтобы ребенок мог видеть, правильно ли выполняет упражнения его язычок.

Вопрос: ребенку пять лет. У него дефектное произношение некоторых звуков. Так ли необходимо ему заниматься с логопедом? У папы было то же самое, а в школе само исправилось.

Ответ: исправиться со временем может только один звук, да и то, если нет отклонений в речевом центре мозга и строении речевого аппарата. Дефектная речь с возрастом осознается ребенком как нормальная, она затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер, создает проблемы в школе с русским языком. Не добавляйте проблем ребенку в школе, их там и так предостаточно! Всё надо делать вовремя!

Вопрос: как быть, если у одного из родителей «косноязычие» (искаженное произношение звуков) или иноязычие, мы же не можем изолировать от ребенка отца или мать?

Ответ: а этого делать и не надо. Только по заданию логопеда пусть занимается с ребенком родитель с чистой речью. Другому родителю тоже хватит воспитательной работы: труд, спорт и т.д.   Но если сын или дочь всё же заимствуют неправильную речь, то тактично, постоянно поправляйте их, а с «косноязычным» (иноязычным) родителем деликатно поговорите. В любом случае заимствование ребенка не оставляйте без внимания.

Вопрос: если ребенок не хочет повторить слово правильно, как быть?

Ответ: возможно, не может, из-за этого и капризничает, и кривляется, и нервничает. Совет один, как и во всей логопедической работе: терпение, умноженное на любовь, а уж она подскажет и всё остальное! Успехов вам и вашим детям!


Запуск и развитие речи


В настоящее время увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от благоприятного социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной (экспрессивной) речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.

Каждая мама может помочь своему ребёнку заговорить! Но не каждая знает, как это сделать!

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
детей раннего возраста

1.   Постоянно общайтесь с ребенком, чётко и коротко проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие Вас предметы и явления. Так Вы пополняете пассивный словарь ребенка. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что ему говорят.

2.   Обращайтесь к ребенку «лицо в лицо», четкой речью. Это поможет малышу учиться правильно, координировать артикуляцию своих органов речи.

3.   Важно следовать за инициативой ребенка. Нужно стараться говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.

4.   Если у ребёнка задержка в развитии, а в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

5.   Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?», а не «Он играет?»

6.   Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

7.   Говорить с ребенком нужно простыми и короткими предложениями, не перегружая большим количеством грамматических конструкций. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то Ваша фраза должна состоять из 2 слов. Упростите все слова до 1-2 слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно. Усложняйте слова постепенно.

8.   После этапа звукоподражаний пополняйте словарь ребенка существительными и глаголами:

-дядя, тётя, деда, ляля, киса, вода, мыло, пена, лиса, луна, сова, муха, оса, коза, часы, бусы, усы, каша, дом, кот, рот, нос, рис, юла, мяч, дай, иди, лови, тяни, беги, неси, лей, сыпь, пей;

- используйте собственные имена: Аня, Оля, Коля, Петя, Таня, Вова. Можно дать кличку собаке - Тяпа, а корове - Мила и т.д.

Медленно и чётко проговаривайте слова, ставя усиленное ударение. Каждый глагол обыгрывайте, «привязывайте» к игре или жесту. Например:

- Коооля, что мы делаем?

- Моооем.

- Что моооем?

- Руууки.

- Мы моооем руууки.

-А это что? - Мыыыло.

-Трёёём, трёёём!

- Ой! Смотриии! Пееена!

9. Обучайте малыша правильному речевому дыханию с соблюдением следующих правил:

  • Перышко или свеча должны находиться на уровне рта ребёнка
  • Выдох продолжительный и плавный
  • Не поднимаем плечи
  • Не надуваем щёки при выдохе
  • Спинку держим прямо.

10. Тренируйте речевой выдох с помощью игровых упражнений:

  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, свечи
  • Сдуваем пену с ладошки
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем во флейту или дудочку
  • Дуем через трубочку в воду — пускаем пузыри.

11. С целью развития и укрепления речевого аппарата выполняйте с ребенком различные артикуляционные упражнения.

  • Игры с различными звуками:

Широко открою ротик и спою как бегемотик А-А-А

Подражаю я слону, губки хоботом тяну У-У-У

Цокаем как лошадка, фыркаем как ёжики, чмокаем – целуемся

  • Игры на развитие артикуляционных мышц:

- Надуваем щечки как хомячки и лопаем ладошками

- «Язычок балуется» - выглянул из ротика и спрятался обратно

- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

- «Лакаем молоко» как кошка

  • Вкусные игры:

- Облизываем губки – йогурт, варенье, мед

- Высовываем язычок – возьми ягодку (изюминку, орешек) и убираем в рот на язычке

- Облизываем кусочки фрукта – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево

- Катаем внутри рта орешек или круглое драже

- Слизываем мороженое с блюдца

12. Речь малыша развивается через движение, а точнее вслед за ним. Обязательно играйте с малышом в подвижные игры, устраивайте домашнюю полосу препятствий из стульев, подушек, скрученных одеял, где ребёнок будет проползать, перешагивать, учиться прыгать и держать равновесие.

13. Пойте песни, читайте стихи. Пропевайте звуки, слоги и слова, вместе с детьми. Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

14. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Простукивайте на бубне простые слова и имена. Играйте с детьми на детских музыкальных инструментах, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Бум-бум-бум! (Бубен, барабан)

15. Развивайте слуховое восприятия вашего ребенка. Если ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать, то, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если же ребенок хорошо различает неречевые звуки, то фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически. В развитии слухового восприятия помогут игры «Угадай, что звучало», «Кто, как говорит?», которые можно скачать на телефон, планшет или компьютер.

16. Развивайте сенсорное восприятиеНервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику. Разрешайте ребенку пересыпать фасоль, горох, пшено, рисовать на манке, играть с песком, водой, пуговицами и другими мелкими предметами.

17. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

18. Сохраняйте спокойствие!  Помните о том, что игра и похвала очень важны для детей. Не преступайте к игре с ребёнком тогда, когда вы не в «духе» или у вас нет желания заниматься. Малыш чутко воспринимает любые оттенки вашего настроения, а его успешное обучение возможно только при положительном эмоциональном настрое на игру-занятие.

Логопед  ГБУСО «Минераловодский КЦСОН»: Краснокутская О.И.

 


Играем вместе. Дети раннего возраста.


Дети раннего возраста могут продуктивно заниматься только тогда, когда им по-настоящему интересно, когда затронуты положительные эмоции ребенка, и добиться этого можно в игре. Предлагайте малышу задания, имеющие простой и интересный игровой сюжет.

Прежде чем работать над запуском речи малышей, необходимо провести ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха.

Иногда ребёнок может производить впечатление слабослышащего: он не реагирует на обращения, не понимает и не выполняет словесные инструкции. Это говорит о том, что слуховое восприятие ребёнка развито недостаточно и требует специальной работы.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

  • звуки природы:шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
  • звуки, которые издают животные и птицы:лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;
  • звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;
  • транспортные шумы:сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;
  • звуки, которые издают различные звучащие игрушки:погремушки, свистульки, трещотки, пищалки; звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - важная особенность человека, которую необходимо развивать. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы.

  • Речевой (фонематический) слух— это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, текста. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Речь - основное средство общения между людьми. Без умения сосредоточиться на звуках человеческой речи нельзя научиться понимать её. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребёнок научился правильно говорить, произносить звуки, отчётливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Игры на развитие слухового восприятия и слухового внимания для детей раннего возраста.

Гуляя с малышом, обращайте внимание на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды), голоса животных и птиц. Найдите интересные звуки и дома - тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах, пылесос, кипящий чайник, и другие.

Игра «Постучим, пошуршим».

Для этой игры нам понадобятся:

  • Ложки;
  • Шуршащий полиэтиленовый пакет или файл;
  • Бумага;
  • Палочки;
  • Связка ключей.

Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т.п. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет — источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате — манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.

Коробочки со звуками.

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы — горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать яйца от киндера сюрпризов, спичечные коробки. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное — чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных.  Один набор коробочек положите перед ребенком, другой себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Кто тебя позвал?

Установите любое бесплатное приложение «Звуки животных» на телефон. В телефоне раздаётся звук — крик животного или птицы. Взрослый прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать — кто там? Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

— "Слышишь, кто-то тебя зовёт. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

— Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит."

Мишка и зайчик

В этой игре мы научим ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.

— "Давай поиграем! Мишка ходит медленно /вот так/ а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в бубен (барабан) медленно — ходи как мишка, когда стучу быстро — бегай, (прыгай) быстро, как зайчик!"

Повторите игру, меняя темп звучания барабана — медленный, быстрый — несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.

Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания. 

Логопед  ГБУСО «Минераловодский КЦСОН»: Краснокутская О.И.

 


Фонематический слух и способы его развития


Что же такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Умение слышать каждый звук в слове, способность четко отделять его от рядом стоящего, знание из каких звуков состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, проявляющееся как различные проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям овладеть словарным запасом и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

 Довольно часто родители замечают, что ребенок не может отличить один звук от другого, «говорит на своем языке», картинка.  Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет их с ошибками.  Если такое происходит часто, то можно говорить о несформированности фонематического слуха, а значит, как можно раньше необходимо приложить усилия для его развития. Первой ступенью на пути решения данной проблемы является, конечно же, обращение к логопеду. Если в своем заключении специалист упоминает о нарушении фонематического слуха, то следует перейти ко второй ступени – его развитию. Развивать – значит не только посещать занятия логопеда, но и играть с ребенком вне занятий – в транспорте, в очереди в магазине и поликлинике, на детской площадке!

 Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания: умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слуховое внимание можно развивать в домашних условиях используя следующие игры

 - «Какие звуки нарушают тишину» - помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их картинка3(скрипнула дверь и пр.). Можно придумывать различные задания: сгруппировать звуки по их громкости (назови самые тихие); за определенное время назвать наибольшее количество звуков; угадать «что звучит» (в какой комнате работает телевизор, скрипнула дверь или паркет и др.)

 - «Назови звуки леса, улицы и пр.» - вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали.

 - «Жмурки с колокольчиком» - с завязанным глазами нужно найти источник звука.

Для развития фонематического слуха можно поиграть в такие игры

- «Эхо» - взрослый обсуждает с ребенком что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к словам и стихотворным строчкам.

- «Перевозим грузы» - в игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.

- «Путаница» - взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр.

 - «Третий лишний» - ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп).

- «Цепочка» - называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру. Соблюдая эти простые правила, вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.

Логопед  ГБУСО «Минераловодский КЦСОН»: Краснокутская О.И.

    

      27080

  Dem   1501210097.jpgsvoe tv logo

   logo6Победа26

   

1 2 3   4   

  

 

                        https://bus.gov.ru/qrcode/rate/296715

                                             https://bus.gov.ru