«Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.
В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Типы агрессии у детей и способы построения отношений.
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).
Информация подготовлена психологом отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУСО Минераловодский комплексный центр социального обслуживания населения Могилевской Ю. А.
Эффективные стратегии профилактика мошенничества в отношении пожилых граждан
С каждым годом проблема мошенничества в отношении пожилых граждан становится все более актуальной. Пожилые люди часто становятся жертвами различных схем обмана, что может привести не только к финансовым потерям, но и к серьезным психологическим травмам. В связи с этим, профилактика мошенничества в этой категории населения приобретает особую значимость.
Одним из приоритетных направлений нового Национального проекта «Семья», стартовавшего с 1 января 2025 года, является реализация регионального проекта «Старшее поколение» в Ставропольском крае. Этот проект, поддерживаемый Правительством Ставропольского края, направлен на улучшение качества жизни пожилых граждан и защиту их прав.
В ГБУСО «Минераловодский КЦСОН» разработаны основные направления профилактики мошенничества в отношении граждан пожилого возраста:
- Образовательные программы: В рамках «Университета «третьего» возраста разработаны и внедрены образовательные программы, направленные на повышение финансовой грамотности пожилых людей. Это помогает им лучше понимать риски и избегать мошеннических схем.
- Информационные кампании: систематически проводятся информационные кампании, направленные на информирование пожилых граждан о распространенных методах мошенничества. Это включает в себя раздачу буклетов, памяток, брошюр и проведение семинаров- лекций.
- Сотрудничество с правоохранительными органами: специалистами учреждения налажено сотрудничество с местными правоохранительными органами для оперативного реагирования на случаи мошенничества и информирования граждан о новых угрозах.
- Сотрудничество с ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ». В рамках сотрудничества представители банков информируют о новых схемах мошенничества и способах их предотвращения.
- Поддержка социальных служб: Социальные работники играют ключевую роль в профилактике мошенничества, проводя регулярные беседы с получателями соцуслуг и информируя их о возможных рисках.
Основная рекомендация для граждан пожилого возраста: проверять информацию, особенно если она касается финансовых предложений или просьб о помощи, перезванивать родным и близким, не переходить по присылаемым ссылкам, не передавать пароли и коды третьим лицам.
Профилактика мошенничества в отношении пожилых граждан требует комплексного подхода и активного участия всех слоев общества. Реализация Национального проекта «Семья» и регионального проекта «Старшее поколение» в Ставропольском крае — это важный шаг к созданию безопасной среды для пожилых людей.
«Крещенские забавы»
Праздник Крещение Господне это один из самых древних праздников христианской Церкви, который отмечается в России 19 января.
«Крещенские забавы» — под таким названием, в рамках национального проекта «Семья», прошло мероприятие в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Минераловодский КЦСОН» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данном мероприятии присутствовал настоятель храма Иконы Божией Матери Скоропослушница х. Красный Пахарь Минераловодского района отец Вадим, который рассказал детям о традициях, связанных с Крещением, о чудодейственной силе крещенской святой воды, которая очищает душу и тело, дарит здоровье, а также, почему вода в этот день становится святой. Отец Вадим поздравил ребят с праздником, подарил подсвечники и свечки на память.
Затем настало время поиграть и повеселиться! Ведущая познакомила ребят с историей Святок и праздника Крещения Господня, поведала народные приметы и народные обычаи, сопровождающие его. Получатели услуг весело гадали, доставая по очереди чудодейственные предметы из сказочного сундучка. Конкурсная программа – развеселила всех ребят. После гадания все танцевали и участвовали в музыкальных играх. Приняли активное участие во множестве конкурсов: «Крещенские купания», «Снежный тоннель», «Весёлые лыжи», «Снежный тир», «Валенок со снежными комками» и «Волшебная шапочка».
В заключении присутствующие поделились своими традициями, рассказали о том, как они проводят праздник дома в кругу семьи. Дети выполнили интересное задание – из бумаги сделать ангела, который олицетворяет чистоту и святость. Ребята весело и интересно провели время, получили положительные эмоции и сладкие призы.
Специалист по социальной работе отделения реабилитации детей
и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
Гавенко Елена
Зрелость как дар: преимущества, которые приходят с возрастом
Зрелый возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном.
Люди зрелого возраста играют ведущую роль в жизни общества. Они пользуются максимальным влиянием в различных сферах: политике, бизнесе, системе образования. В зрелом возрасте человек, как правило, достигает расцвета своего развития. Накопленный им опыт позволяет ему достичь вершины общественной и профессиональной карьеры.
К этому возрасту человек приобретает жизненный опыт. Он лучше ориентируется в различных жизненных ситуациях. Обычно человек этого возраста уже лишен многих иллюзий. С предательствами и большими разочарованиями многие уже успели столкнуться раньше. Человек приобретает гибкость, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Он лучше разбирается в людях, приобретает умение выстраивать отношения с ними.
Человек правильнее оценивает и собственные возможности. Знает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется своими преимуществами. С возрастом приобретается индивидуальность. Человек знает, «как себя подать».
В зрелом возрасте человек видит, что к нему стали относиться уважительнее. Он становится более уверенным в себе и раскрепощенным.
Человек еще полон сил и энергии. Ему еще многое под силу. Зрелый возраст можно рассматривать как время долгожданной стабильности. У человека, как правило, к этому времени есть семья, выросшие дети, определенное социальное, профессиональное и материальное положение. У него появляется возможность заняться тем, на что ему раньше не хватало времени. У многих людей появляются новые занятия и увлечения. Они больше общаются и чаще путешествуют.
В зрелые годы появляется желание ловить каждое мгновение жизни. Иногда это приводит к ее качественному изменению. Человек старается найти новый смысл жизни, стремится продуктивнее расходовать свое время, старается сделать свою жизнь насыщеннее и интереснее. Происходит переоценка системы ценностей, пересмотр достижений. То, что раньше казалось важным, теперь часто отходит на задний план. Человек переосмысливает прожитую часть жизни и намечает перспективу оставшейся части. Кто-то больше времени проводит в одиночестве, другой - обращается за помощью к литературе, кому-то помогает церковь или общение с ровесниками.
Если пользоваться преимуществами своего возраста, можно повысить качество своей жизни. Зрелые года таят в себе новые перспективы. Жизнь приобретает новые краски, открываются многие возможности. Для кого-то зрелый возраст - это время исполнения заветных желаний. Некоторые в этом возрасте приобретают новую профессию, кто-то идет учиться. Может оказаться, что для кого-то жизнь только началась. Человек может ощутить пьянящее чувство свободы. Нередки случаи, когда в этот период происходит прорыв творческих способностей, и человек делает заметные успехи в занятиях живописью, литературой. Воспользоваться преимуществами зрелого возраста можно в том случае, если человек принимает его. Если человек принимает свой возраст, он будет терпимее относиться и к изменениям своего внешнего вида, и к пересмотру некоторых значимых для него жизненных планов в более реалистичных рамках. Новый возраст будет комфортен, если жить не только одними воспоминаниями, не предаваться печали из-за утраченного времени и упущенных возможностей, а находиться в поисках новых целей, желаний и впечатлений.
ГБУСО «Минераловодский КЦСОН» оказывает услуги социально-оздоровительного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов – услуги психолога, культорганизатора, инструктора ЛФК, физиопроцедуры, действуют кружки по интересам. В нашем учреждении вы сможете найти новые интересные занятия, способствующие вашему психоэмоциональному и физическому здоровью, расширить свой круг общения и быть может обрести новое интересное увлечение.
Сердечные слова: Как социальные работники меняют жизни.
Социальная работа — это не просто профессия, это призвание. В мире, где они часто становятся незамеченными героями, социальные работники играют ключевую роль в поддержке и улучшении жизни людей, находящихся в сложной ситуации. Их работа заключается не только в предоставлении необходимых услуг, но и в том, чтобы выслушать, поддержать и вдохновить тех, кто нуждается в помощи.
Социальные работники помогают различным группам населения: пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, детям из неблагополучных семей и многим другим. Их задачи варьируются от оказания психологической помощи до содействия в получении образования и медицинского обслуживания. Они являются связующим звеном между получателями услуг и ресурсами, создаваемыми в обществе.
Один из самых важных аспектов работы социального работника — это эмоциональная поддержка. Многие из тех, кто обращается за помощью, испытывают страх, одиночество или безнадежность. Социальные работники приходят на помощь, предлагая не только профессиональную, но и человеческую заботу. Их способность слушать и выражать эмпатию может превратить отчаяние в надежду.
Сердечные слова, сказанные в нужный момент, могут изменить восприятие ситуации у получателя услуг. Человек, получивший поддержку, начинает верить в себя и свои возможности, что часто приводит к положительным изменениям в его жизни. Ярким примером теплоты и профессионализма в социальной работе является Митрофанова Татьяна Григорьевна, специалист по социальной работе ГБУСО «Минераловодский КЦСОН», организатор и куратор волонтерского движения «серебряных» волонтеров отряда «Добродея» с. Прикумское Минераловодского муниципального округа Ставропольского края.
Татьяна Григорьевна не просто оказывает социальные услуги; она становится слушателем, другом и мотиватором, помогая своим клиентам находить свет в темные времена. Своей деятельностью она показывает, что можно и нужно извлекать уроки из собственных трудных ситуаций, чтобы стать проводником надежды и силы для других. Татьяна Григорьевна помогает получателям услуг разобраться в сложных системах социальной защиты, объясняя, как использовать доступные ресурсы. Это включает в себя помощь в заполнении документов, объяснение прав и обязанностей, помощь в оформлении справок и документов в различных инстанциях или информирование о возможностях профессионального обучения.
Благодаря такой поддержке многие люди находят в себе силы изменить свою жизнь к лучшему.
Митрофанова Т.Г. также занимается созданием сообществ. Сообщество любителей скандинавской ходьбы, группы любителей ЗОЖ и активного долголетия, волонтеры «серебряного» возраста под её руководством организуют мероприятия, группы поддержки, мини – клубы на дому, занятия и мастер- классы по интересам, организуют экскурсии и выезды по достопримечательностям Ставропольского края, КБР И Адыгеи, которые помогают людям общаться и объединяться. Это особенно важно для тех, кто чувствует себя изолированным. Вместе они могут делиться опытом, получать поддержку и развивать навыки, которые помогут им успешно интегрироваться в общество.
Работа социального работника — это не только решение проблем, но и создание возможностей. Их сердечные слова и действия меняют жизни человека, открывая новые горизонты и перспективы. В мире, полном вызовов, социальные работники остаются надежным источником поддержки и вдохновения для тех, кто нуждается в помощи. Их работа напоминает всем нам о важности человеческого общения и понимания, а также о том, что каждый из нас может сыграть свою роль в изменении жизни.