Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ


В возрастах от 18 до 35 лет в России около 1 млн. инвалидов. Одна четверть инвалидов в возрасте 20-24 года – инвалиды с детства, остальные – получили инвалидность после 18 лет.

Социокультурная реабилитация молодых инвалидов проводится с помощью активных форм организации досуга, где происходит включение молодого инвалида в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Становясь участником социокультурной реабилитации, молодой человек осваивает новые для себя социальные роли актера, музыканта, конкурсанта, участника кружка, студии, клуба и др.

В процессе реабилитации средствами творчества решаются следующие задачи реабилитации молодых инвалидов:

-развитие эмоционально-интеллектуальной сферы  посредством восприятия лучших мировых образцов культуры;

-развитие эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, целенаправленная деятельность;

-обучение активному творчеству и сотрудничеству, умению включаться в сотворчество, в коллективный процесс восприятия и самовыражения через искусство;

-развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений;

-формирование определенных трудовых навыков при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями.

Задача культорганизатора-учесть физические и интеллектуальные возможности каждого получателя социальных услуг и подготовить такое мероприятие, чтобы вовлечь в творческий процесс всех присутствующих.

            Методами социокультурной реабилитации молодых инвалидов  служат: изотерапия или рисуночная терапия, имаготерапия (терапия образами, библиотерапия (терапия чтением, в том числе сказкотерапия), терапия природными материалами),музыкотерапия, фототерапия, песочная терапия, танцевальная терапия или данс-терапия.  Использование данных методов социокультурной деятельности способствует улучшению качества жизни инвалидов по показателю психосоциальной реабилитации, развивает доверие и эмпатию к людям, интерес, коммуникативную компетентность, навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование реалистичных представлений о себе, адекватной самооценки и самопринятия, расширение сферы интересов, развитие мотивации достижений успеха, формирование базового чувства безопасности. Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является арт-терапия.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы:

− негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

− трудности эмоционального развития (повышенная тревожность, трудность переживания таких чувств и состояний, как обида, горе, страхи);

 − переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

− нарушения в межличностных отношениях; враждебность к окружающим, ограниченность в социальных контактах;

− психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах). В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

− устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с гражданами и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;

− снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;

− относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей молодых инвалидов, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого психотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии.     

          Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц:

− недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен;

− не следует ожидать быстрых результатов;

− следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;

− следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение молодых инвалидов к работе;

− основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции больных, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы инвалида с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);

− отказываться от четкого обозначения целей работы.

Работа с инвалидами, страдающими различными хроническими заболеваниями, требует соблюдения определенных правил. От специалистов Центра требуется повышенное внимание к организации арт-терапевтического пространства. За каждым человеком должен быть закреплен индивидуальный набор материалов. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная. Участник арттерапевтической сессии может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; может отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем.

Центром накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп людей с ограниченными возможностями. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.  

Социокультурные мероприятия на базе Центра являются обязательным условием комплексной реабилитации молодых инвалидов. «Прощай, хандра и скука!», под таким девизом реализовываются все досуговые программы и мероприятия по социокультурное реабилитации. С целью развития творческого потенциала в социально-оздоровительном отделении проводится работа по блокам  «Территория позитива» (молодые инвалиды занимаются музыкотерапией, библиотерапией, имаготерапией), «Планта рукоделия» (занятия проводятся по технологии изо-нить,ганутель,кардмейтинг,айрис-фолдинг,вытынанка,квиллинг,бумажное конструирование ,мягкая игрушка, обереговые куклы, тесто-пластика, бисероплетение, рисование в нетрадиционных техниках).

В данном отделении кипит работа: здесь и вырезают, и  рисуют, изготавливают шаблоны, занимаются бумажным конструированием. Каждое утро начинается с утренней зарядки и гимнастики для развития мелкой моторики рук.  Бумажное конструирование — это настолько многогранный и увлекательный вид творчества, который стимулирует развитие мелкой моторики, предоставляет возможность проявления фантазии. Наши замечательные занятия «Цветочная полянка», «Ловкие пальчики», «Лебединое озеро», «Золотые ручки» и другие позволили  инвалидам  получить  большое удовольствие от процесса конструирования. Данные занятия позволяют таким людям  почувствовать уверенность в себе и своих силах.

Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки. Музыка, передающая всю гамму человеческих чувств и их оттенков, расширяет представления о чувствах, об эталонах красоты, приобщает к прекрасному. Музыка развивает и умственно: слушание требует внимания, наблюдательности, сообразительности; слушая музыку и говоря о ней, обогащается словарный запас людей с ограниченными возможностями. Музыка развивает и эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких чувств личности как доброта, умение переживать чувства другого человека, чуткость, любовь к людям.

На занятиях клубов проводим занятия библиотерапией .Особенное значение придается художественному чтению, в том числе вслух. Чтение вслух способствует осознанию человеком своих проблем, налаживанию общения и даже, порою, восстановлению речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи после перенесенного заболевания). Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что оно помогает восполнить недостаток собственных переживаний, заменяет тревожные мысли, помогает восстановить душевное равновесие. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть, ощутить гармонию внутри себя. Чтение вслух стало своеобразным ритуалом и мобилизующим началом перед выполнением «программы дня». Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности. А специально подобранная литература помогает снять напряжение и получить удовольствие от жизни.

Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение. Используем техники «Каракули», техника овощных печатей, «Мой талисман», «Коллаж», «Моя кукла». Очень распространена и фототерапия – художественное фотографирование.

Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.

Специалисты Центра разработали для реабилитантов цикл занятий, который направлен на развитие таких действий, как разминание, прищипывание, соединений разных деталей, щепоточный захват (разрыв, сминание, прижимание) и др. В своей арт-терапевтической работе используем манную крупу, идея появилась на основе песочной терапии. Работая с крупой, получатели социальных услуг соприкасаются и открывают в себе творческое начало, выражают себя как личность, их жизнь наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, ощущениями, развивает воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Использование манки несёт большой психотерапевтический эффект: снимает внутреннюю зажатость, снимает уровень тревожности, напряжение. Обычно в самом начале получатели социальных услуг говорят: «О, я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», но соприкасаясь с манкой, переживают восхитительные ощущения погружения в детство с его незамысловатыми играми в песочнице и простыми, но глубокими эмоциями. В основной части занятий, работая с крупой, используем упражнения и мотивационные игры такие как: «Дневник событий», «Космическое путешествие», «Четыре стихии», «Праздник», «Пальчиковый поход».

Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с окружающим миром. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Интерес к результатам творчества людей со стороны окружающих, принятие продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, коллажей) повышает самооценку и самопринятие людей с ограниченными возможностями.

С помощью аниматора, лица с инвалидностью ставят театральные номера, сказки, разыгрывают сценки, показывают кукольный театр и выступают с этими номерами перед зрителями.

Социокультурная реабилитация инвалидов организуется также в форме занятий музыкально-драматического коллектива граждан с ограниченными возможностями здоровья. Разработан алгоритм введения молодых инвалидов в театральную деятельность. Вначале для них проводятся сюжетно-ролевые игры, организуются постановки народных сказок. В дальнейшем молодой человек, имея опыт театральной деятельности, приходит в студию «Мастерская радости», где происходит постановка сюжетно-ролевого спектакля. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли.

Социально-реабилитационный эффект данной формы обеспечивает процесс творчества, который увлекает инвалида, он с большим желанием и интересом приходит на встречи в театральную студию и включается в коллективную работу по подготовке спектакля. Часто в своей работе, специалисты учреждения слышат такие фразы: «Никогда не думал, что смогу сыграть какую-то роль, Надо же, оказывается я артист…» или «Я только здесь прочла свои стихи. Никому и никогда раньше не читала», «Всю жизнь я была стеснительна и застенчива. Как так удалось меня раскрыть. Теперь я гораздо смелее…» или «100 лет не была на концертах, а тут для меня поют известные в городе артисты…».

Однажды, к Дню поэзии, наши получатели социальных услуг готовили свое любимое стихотворение. Одна участница искренне заплакала после своего прочтения из-за того, что последний раз читала его в 16 лет, а сколько эмоциональной радости.

современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. Эмоции и чувства, которые человек переживает и переосмысливает, занимаясь танцем, дают сильную увлеченность и мотивацию к саморазвитию.

Ручная работа (вышивание, бисероплетение, работа с проволокой и многое другое)  помогает снять стресс, нервное перенапряжение, раздражительность и вместе с этим развить мелкую моторику. В техниках оригами, квиллинг осваиваются многие операции - складывание бумаги, раскраска, резание ножницами, склеивание. Приобретаются практические навыки в конструировании, формируются способности к нестандартному мышлению. Целенаправленные движения рук, кисти и пальцев во время рисования способствует развитию координации. Специально отобранные действия (плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, отдельные мазки, требующие точности движения, работа всей поверхностью кисти или ее концом) тренируют определенные группы мышц руки. Плетение макраме развивает пространственное воображение, координацию движений рук и глаз, математические способности, память, художественный вкус. Воспитывает характер - упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое дело до конца. В работе с природными материалами мы  используем  шишки ели, сосны или кедра разных размеров, сухие плотные ветки деревьев, небольших кустарников или травянистых растений. Занятия, проводимые в  мастерской «Чудеса ручной работы», способствуют развитию у реабилитанта мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, способствует развитию логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях наши молодые люди приобретают практические навыки: владение иглой и ножницами, работа по трафаретам, ориентирование по схеме. Усвоение различных приемов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.) способствует разнообразию сенсорного опыта. Занятия лепкой развивает чувство осязания (пластика, форма предмета) обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, инвалид активно работает пальцами, причем чаще всего всеми десятью, что способствует развитию мыслительной деятельности. Тестопластика сейчас необычайно популярна как вид прикладного искусства. Для инвалидов это еще и способ развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

В рамках программы «Покажи мне свой мир» многократно проводились благотворительные выставки и мастер-классы для людей с ограниченными возможностями. Инвалиды получают возможность самореализации, раскрытия творческого потенциала, повысить уровень самооценки. Повышение уровня самооценки приводит к позитивному восприятию окружающего, «эмоциональному выздоровлению». Творческие работы пожилых людей демонстрируются на выставках в выставочных залах центральной городской библиотеки, городского Дворца культуры, в учреждении. На занятиях кружков молодые люди люди находят новых друзей, и даже свою «вторую половину». Так, в результате совместных занятий познакомились и образовали семейный союз две пары.

Ребята, посещающие Центр, не знают  чувства стеснения, неловкости, они открыты в общении, а главное у каждого из них есть идеи, мечты… которые обязательно исполнятся!

Нельзя не сказать о межведомственном взаимодействии с учреждениями культуры Минераловодского городского округа, которые охотно сотрудничают с нашим учреждением. Благодаря такому взаимодействию наши получатели услуг имеют возможность бесплатно или на льготных условиях посещать театр Оперетты г.Пятигорска музеи, парки и т.д.

Анализ анкет  получателей услуг, при проведении недели качества социальных услуг показал показатель  вовлеченности  в  процессы  межличностных  коммуникаций  у  молодых  инвалидов  достаточно  высок:  большинство участников исследования довольны своим кругом общения и не считают себя выключенными из жизни. Эмоционально- психологическое  состояние  респондентов  измерялось  ответами  на  вопрос  «Как  Вы  смотрите  в  будущее?».  С  оптимизмом  в  будущее  смотрит  77%  опрошенных,  с  пессимизмом –16%,   7% - затруднились ответить. Большинство респондентов (98%) полностью удовлетворены услугами  по  социально-культурной  реабилитации,  проводимой  в  центре,  и 100% опрошенных положительно оценивают профессионализм сотрудников. Отвечая  на  вопрос  о  значимости  творчества  в  их  жизни,  100%  респондентов заявили, что « творчество значимо, для меня это важная часть  жизни», «Жить и быть счастливым» нам помогает творчество!

 К  наиболее  важным  результатам  посещения  Центра  респонденты  относят общение (84%), участие в интересных мероприятиях (74%), а также  интересная  работа  (98%). Специалисты Центра,   отмечая   значимость   и   результативность  реабилитационных  мероприятий  средствами  художественно-творческой деятельности,  полагают,  что  необходимо  совершенствовать  систему информирования  о  проводимых  мероприятий  в  центре,  их  освещения  в средствах  массовой  информации  для  привлечения  меценатов  и  других заинтересованных лиц. Таким образом, в результате комплексной диагностики выявлено, что в  Центре    ведется  целенаправленная  и  систематическая  работа  по  вовлечению  инвалидов  в художественно - творческую    деятельность, активно    используется  реабилитационный  потенциал  художественно- творческих  технологий.

Спасибо за внимание!