Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Правила этикета при общении с незрячим.


13 ноября ежегодно отмечается Международный день слепых. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Она приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих, первого изобретателя рельефного шрифта, и призвана обратить внимание на проблемы людей с полной или частичной потерей зрения, которым тяжело адаптироваться и найти себя в современном мире.

Защитой прав и интересов, поддержкой инвалидов по зрению в России занимается Всероссийское общество слепых (ВОС), основанное в 1925 году и объединяющее 75 региональных организаций.

Государство создаёт доступную, безбарьерную среду для людей с ОВЗ: приспосабливает под их нужды музеи, парки, заповедники, устанавливает пандусы с перилами, таблички со шрифтом Брайля, оборудует специальные спортивные и детские площадки, места отдыха. Кроме того, создаются условия для получения доступного и качественного образования.

Оказывать помощь нуждающимся в ней должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком. Чтобы не возникало неловких ситуаций и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними. Мы предлагаем вам ознакомиться с правилами поведения.

  • ü Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • ü Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.д. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.
  • ü Обращайтесь с собаками - поводырями не так, как с обычными домашними животными, не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
  • ü Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • ü Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом.
  • ü Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • ü Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • ü Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • ü Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на

спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

  • ü Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • ü Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите.
  • ü Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает

      «видеть руками», осязать.

  • ü Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются

жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

  • ü Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите ему выбраться на нужный путь.
  • ü При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего человека перпендикулярно к ним. Передвигайтесь, не делая рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

      В ГБУСО Минераловодский комплексный центр социального обслуживания в рамках региональной программы «Старшее поколение» и «Школы профессионального мастерства» с социальными работниками учреждения была проведена беседа на тему: «Этика общения с незрячими», приуроченная к Международному дню слепых.