gerb

Минераловодский комплексный центр социального обслуживания населения

357201, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Фрунзе, д. 52

                                                                                                                                                                                                                    

Режим работы:

Обеденный перерыв с 12:00 до 13:00
Понедельник
08:00 - 17:00
Вторник
08:00 - 17:00
Среда
08:00 - 17:00
Четверг
08:00 - 17:00
Пятница
08:00 - 17:00
Суббота
ВЫХОДНОЙ
Воскресенье
ВЫХОДНОЙ

Фонематический слух и способы его развития


Что же такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Умение слышать каждый звук в слове, способность четко отделять его от рядом стоящего, знание из каких звуков состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, проявляющееся как различные проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям овладеть словарным запасом и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

 Довольно часто родители замечают, что ребенок не может отличить один звук от другого, «говорит на своем языке», картинка.  Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет их с ошибками.  Если такое происходит часто, то можно говорить о несформированности фонематического слуха, а значит, как можно раньше необходимо приложить усилия для его развития. Первой ступенью на пути решения данной проблемы является, конечно же, обращение к логопеду. Если в своем заключении специалист упоминает о нарушении фонематического слуха, то следует перейти ко второй ступени – его развитию. Развивать – значит не только посещать занятия логопеда, но и играть с ребенком вне занятий – в транспорте, в очереди в магазине и поликлинике, на детской площадке!

 Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания: умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слуховое внимание можно развивать в домашних условиях используя следующие игры

 - «Какие звуки нарушают тишину» - помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их картинка3(скрипнула дверь и пр.). Можно придумывать различные задания: сгруппировать звуки по их громкости (назови самые тихие); за определенное время назвать наибольшее количество звуков; угадать «что звучит» (в какой комнате работает телевизор, скрипнула дверь или паркет и др.)

 - «Назови звуки леса, улицы и пр.» - вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали.

 - «Жмурки с колокольчиком» - с завязанным глазами нужно найти источник звука.

Для развития фонематического слуха можно поиграть в такие игры

- «Эхо» - взрослый обсуждает с ребенком что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к словам и стихотворным строчкам.

- «Перевозим грузы» - в игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.

- «Путаница» - взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр.

 - «Третий лишний» - ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп).

- «Цепочка» - называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру. Соблюдая эти простые правила, вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.

Логопед  ГБУСО «Минераловодский КЦСОН»: Краснокутская О.И.

    

      27080

  Dem   1501210097.jpgsvoe tv logo

   logo6Победа26

   

1 2 3   4   

  

 

                        https://bus.gov.ru/qrcode/rate/296715

                                             https://bus.gov.ru