«Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка.
В отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСОН «Минераловодский ЦСОН» разработаны коррекционно-развивающие программы по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые направленны на гармонизацию эмоционального состояния детей дошкольного возраста, то есть восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.
Задачей в работе педагога - психолога является:
-создать условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет;
-помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
-научить отражать свои чувства и эмоций на бумаге;
-снять эмоциональное напряжение;
-улучшить детско-родительские взаимоотношения.
Педагог-психолог работу начинает с изучения клиента, которая проводится в отдельном, специально оборудованном для комфортного общения кабинете, где выясняет причины беспокойства человека, анализирую возможные источники его возникновения, круг и особенности общения. С изучением данных диагностики и результатов мониторинга, составляется индивидуальный маршрут развития ребёнка.
Групповые занятия рассчитаны на контингент, ориентированный на нахождение в коллективе. Помимо бесед, рассчитанных на стабилизацию психологического состояния членов группы, организовываются различные досуговые мероприятия используя элементы из сказкотерапии и куклотерапии. Дети знакомятся, у них завязываются дружеские отношения и многие негативные аспекты снимаются автоматически.
Направление арт-терапии связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психологические и коррекционные функции.
Ребёнок учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Психологические проблемы, в подавляющем большинстве случаев, разрешаемы. Главное – вовремя обратиться за помощью.
Подготовила: педагог-психолог Галдина В.И.